Этап I. Разработать сценарии и проект
Концепции развития экономики Беларуси в 2023 году и по параметрам прогноза до
2025 года.
Проанализированы
основные тенденции и проблемы белорусской экономики на современном этапе,
оказывающие негативное влияние на ее развитие, проведена оценка основных
параметров на 2022 г., определены общие подходы и особенности разработки
прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2023 г. и по
параметрам до 2025 г., определены внутренние и внешние условия, ключевые риски
и угрозы развития белорусской экономики и разработаны сценарии
социально-экономического развития на прогнозный период, подготовлен краткий
вариант проекта Концепции развития экономики Беларуси в 2023 г. и по параметрам
до 2025 г.
Этап
II. Разработать научно обоснованные предложения к проекту Прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2023 год и по
параметрам прогноза до 2025 года.
Дана
оценка основных тенденций развития национальной экономики; определены проблемы,
риски и угрозы социально-экономического развития в прогнозном периоде,
проведена количественная оценка случаев их реализации; обоснованы внешние и
внутренние условия функционирования белорусской экономики в 2023-2025 гг.,
сформированы вариантные сценарии; разработаны сценарные прогнозы социально-экономического
развития Республики Беларусь в прогнозном периоде; определены основные цели,
задачи и механизмы реализации экономической политики в основных сферах и
отраслях экономики; разработаны методические рекомендации по формированию разделов
и показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на
2023 год и актуализированы формы таблиц.
Этап
III. Научное сопровождение подготовки проекта Прогноза
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2023 год.
Раскрыты основные методологические подходы и методы
прогнозирования ключевых макроэкономических показателей: динамики и структуры
валового внутреннего продукта, параметров развития основных видов экономической
деятельности и внешней торговли, формирования и использования инвестиций в
основной капитал, индексов цен внутреннего рынка и дефлятора ВВП, показателей уровня
жизни населения и развития регионов страны. Представлены количественные
параметры системы макропоказателей проекта Прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2023 год.
Разработаны методики
формирования матриц социальных счетов белорусской экономики: на уровне
республики, в разрезе видов экономической деятельности и семи регионов –
г. Минска, Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской и
Могилевской областей. Усовершенствована методика комплексной оценки
мультипликативных эффектов. Проведены расчеты мультипликативных эффектов для
белорусской экономики на основе матрицы социальных счетов в разрезе регионов и
видов экономической деятельности за 2020 г.
Этап
I. Провести
сравнительный анализ системы планирования и прогнозирования в Республике
Беларусь и Российской Федерации.
Проведен
сравнительный анализ системы планирования и прогнозирования в Республике
Беларусь и Российской Федерации, выявлены их особенности и возможности
гармонизации. Подготовлены предложения по совершенствованию системы
государственного прогнозирования социально-экономического развития в Республике
Беларусь в контексте ее гармонизации с системой стратегического планирования в
Российской Федерации.
Этап
II. Разработать предложения по совершенствованию организации системы
планирования и прогнозирования в Республике Беларусь.
Разработаны предложения по совершенствованию
процесса организации разработки документов системы государственного
прогнозирования и планирования в Республике Беларусь с учетом их гармонизации с
Российской Федерацией. В результате проведенного исследования подготовлен
проект Основных положений по организации государственного прогнозирования и
планирования в Республике Беларусь с учетом задачи по его гармонизации с
Российской Федерацией.
Проведен ежемесячный анализ основных показателей, характеризующих деятельность
организаций, имеющих долю госсобственности, а также ежеквартальный анализ
выполнения показателей бизнес-планов развития, проведена оценка динамики вклада
организаций, включенных в систему мониторинга бизнес-планирования в
общереспубликанские объемы по анализируемым показателям.
Этап
I. Изучить зарубежный
опыт в области развития экономики совместного потребления.
Изучены
основные принципы и подходы к формированию экономики совместного потребления, а
также основные направления
реализации концепции совместного потребления в отраслевом разрезе. Предложено
определение и концептуальная модель экономики совместного потребления. Проведен
анализ зарубежного опыта по развитию экономики совместного потребления (Китай,
Россия, США, ЕС).
Этап
II. Разработать предложения по развитию в Республике Беларусь экономики
совместного потребления (шеринговой экономики).
Изучены основные принципы и подходы к
формированию экономики совместного потребления, ключевые направления реализации
концепции совместного потребления в отраслевом разрезе. Предложены определение
и концептуальная модель экономики совместного потребления. На основе анализа
зарубежного опыта по развитию экономики совместного потребления разработаны
цель, задачи, приоритетные направления, проект плана мероприятий, а также
перспективные проекты по развитию экономики совместного потребления в
Республике Беларусь.
В
процессе ежемесячного мониторинга проанализирована фактическая ситуация по
ключевым макроэкономическим параметрам социально-экономического развития
республики. Определены тенденции, сложившиеся в анализируемом периоде,
положительные и отрицательные факторы экономического развития Республики
Беларусь и ее регионов. На основе выявленных причин и тенденций дана оценка
основных показателей на ближайший месяц, квартал и по итогам 2022 года.
Определена ошибка МАРЕ (средняя абсолютная относительная ошибка) прогнозируемых
параметров мониторинга относительно их фактических значений.
На основе опросов руководителей предприятий проведен
анализ экономического положения промышленных, строительных,
сельскохозяйственных предприятий и организаций розничной торговли в 2022 году,
а также прогноз тенденций развития данных секторов на начало 2023 года.
Отслежены и оценены факторы, сдерживающие рост производства, объемов
строительно-монтажных работ, розничного товарооборота. Опрос промышленных
предприятий содержал также блоки вопросов, касающихся инновационной,
внешнеэкономической и инвестиционной активности, их основных направлений и
факторов, препятствующих развитию.
На
формирование конъюнктуры в промышленности оказывали негативное влияние
внешнеполитические факторы и санкционное давление. Это привело к потерям
традиционных рынков, удорожанию сырья и материалов, разрывам в цепочках
поставок. К концу года, в связи с выходом на новые рынки, ситуация несколько
нормализовалась. Розничная торговля, как и строительная отрасль, в 2022 году
продолжала восстанавливаться после сложностей, вызванных эпидемией
коронавируса. Сдерживающие развитие факторы сохраняли свою актуальность.
Деловая активность сельскохозяйственных организаций за 2022 год несколько
возросла: увеличилось количество сельскохозяйственных организаций, способных
обеспечить рентабельную работу, не прибегая к получению господдержки,
увеличилось количество сельскохозяйственных организаций, удовлетворенных
условиями реализации продукции, увеличился показатель соответствия цены и
качества продукции.
Исследован
международный опыт по оценке вклада государственных программ в достижение Целей
устойчивого развития; сформулированы методические подходы к оценке
эффективности и построению рейтинга госпрограмм Беларуси; даны рекомендации по
оценке вклада госпрограмм Беларуси в достижение ЦУР; представлены результаты
оценки вклада госпрограмм Республики Беларусь в достижение Целей устойчивого
развития.
Этап
I. Подготовить
информационно-аналитические материалы и научные предложения по решению
отдельных социально-экономических проблем Республики Беларусь в первом
полугодии 2022 года.
Разработаны предложения по централизации
управления лесным хозяйством и деревообработкой, а также организации
культивирования и переработки технической конопли; подготовлены предложения по
развитию внутреннего рынка услуг с учетом их мультипликативного эффекта;
оценена возможность реализации в Беларуси проектов по майнингу криптовалют с
учетом экономической целесообразности и технической возможности; разработаны
предложения по долгосрочному закреплению белорусских производителей на
российском рынке; исследована проблема экономического роста во взаимосвязи с
денежной массой, инфляцией и процентной ставкой; проведен анализ дефицита
трудовых ресурсов в разрезе отраслей; проведена оценка возможных последствий
для Республики Беларусь от внедрения Евросоюзом трансграничного углеродного
регулирования и выработаны направления по адаптации отечественной экономики к
изменяющимся условиям.
Этап
II. Подготовить информационно-аналитические материалы и научные предложения
по решению отдельных социально-экономических проблем Республики Беларусь во
втором полугодии 2022 года.
Разработаны предложения по инвестиционным идеям по
дополнительному производству продукции на основе переработки природных и иных
имеющихся ресурсов, по мерам по обеспечению конкурентоспособности белорусской
продукции по отношению к импортным товарам, по мерам поддержки белорусским
предприятиям; в отношении классификатора основных фондов Республики Беларусь,
по регулированию использования населением садовых земельных участков как мест
отдыха, проживания населения. Дана оценка результатов снижения ставки НДС в
отношении гостиниц и аналогичных средств размещения при приобретении услуг
проживания вне туристических пакетов, а также влияния курсовой политики на
финансовую устойчивость отдельных видов экономической деятельности.